Автор: Сергей Хитров 27.05.2019
              Цветовые модели и режимы в компьютерной графике


 Сегодня на многих домашних компьютерах установлены разные по версиям, назначению и аппаратным характеристикам графические пакеты или отдельные программы. Но вместе с тем подавляющее большинство пользователей или некорректно работают, или вообще понятия не имеют о цветовых моделях, режимах и системах соответствия цветов. Мало того, многие даже не догадываются о том, что без этих знаний нельзя полноценно использовать не один графический редактор, из-за того и результаты юзеровских трудов получаются хуже, чем могли бы быть. К сожалению, практически все самоучители по графике опускают тему моделей и режимов то ли от собственного не- знания (писать должны профессионалы), то ли, считая ее второстепенной, я не знаю, но в любом случае напрасно! Для тех, кто все-таки хочет грамотно трудиться в этой области, все нижесказанное советую прочесть. Сразу замечу, рассказывать постараюсь все в доступной форме, пропуская сложные принципы действия, математическое описание с построением цветовых координат и т.д., чтобы не отбить у вас желание заниматься этим увлекательным делом. А если так, давайте приступать.
 Зрительная, мозговая интерпретация одного и того же цвета (оттенка) разными людьми зачастую полностью не одинакова, называется это субъективным восприятием. Теперь представьте, мониторы, сканеры, принтеры разных моделей и компаний будут отображать различное друг от друга цветовое описание. Что из этого выдет? Да ничего! Поэтому на программном уровне была спроектирована система адекватного вывода цветов различными устройствами. Все современные графические редакторы снабжены соответствующим набором средств борьбы с такой напастью. Любая работа с цветом в таких программах происходит с помощью цветовых моделей и режимов.
Под цветовой моделью (пространством) понимают математическое описание разнообразной цветовой гаммы (спектра), проще говоря, каждому определенному цвету присваивается цифровой разряд. Практически все модели реализованы на использовании трех цветов (красный, зеленый, синий) из этого следует, каждый основной цвет имеет свое числовое описание, все остальные цвета результат цифровой генерации основных. Все цветовые модели различны по типу, где у каждого есть своя сфера применения. Знакомьтесь: RGB; HSB; Lab; CMY; CMYK; YIQ; YCC. Далее все перечисленные выше модели делятся на группы по их устройству работы, так RGB - результат сложения цветов (аддитивный класс), CMY и CMYK противоположен первому и воплощается через вычитание цветов (субтрактивный класс), основываются на восприятии Lab, HSB, YIQ, YCC (перцепционный класс). Отступление, чтобы у вас не возникало дальше вопросов, рассказывать я буду только о наиболее применяемых цветовых моделях и режимах!
 Базирование RGB состоит из красного, зеленого и синего, где при смешивании каждой пары основных цветов получаются дополнительные: желтый, голубой и пурпурный, при комбинации основных и дополнительных, можно добиться практически любого цветового оттенка. Прямое предназначение этой модели - отображение видимого цветового диапазона на вашем мониторе. По умолчанию экран работает именно в этом режиме, который новичкам менять вообщем-то и не следует. Каждой цветовой модели присущ свой цветовой охват, т.е. количественный объем цветов, который может различить человеческий глаз и отобразить устройство, допустим принтер. Так вот, серьезная проблема RGB не большой цветовой охват и аппаратная зависимость (не совсем аналогичный показ цветов на разных в основном ЭЛТ-мониторах). Попутно замечу, частоту обновления экрана поставьте минимум 85 Гц и выше, если поддерживается видеокартой, для ЖК-дисплеев это не очень значимый показатель, там принцип работы другой, но все равно устанавливайте максимум. И, наконец, существуют три подвида описываемой нами модели: sRGB имеет самый маленький цветовой охват и потому походит для тех, кто работает с веб-графикой. Подойдет и для печати, правда на струйниках, для профессионального качества печати она не пригодна. Adobe RGB 1998 – получен из телестандартов, на мой взгляд самый оптимальный вид при работе с графическими пакетами! Последний Wide-Gamut RGB обладает самым огромным охватом и может быть применен к 48-разрядным работам. Внимание, монитор компьютера имеет другой принцип показа цветов, и по сему модель RGB (с ее 3 видами), честно сказать, для печати почти не пригодна.  
 А вот цветовые модели CMY и CMYK как раз призваны подготовить изображение и вывести его на печать. Использование CMY (голубой, пурпурный, желтый) оправдано лишь теоретически для черно-белых принтеров, где картридж возможно заменить на цветной. Добавление черной краски позволило сделать модель CMYK (голубой, пурпурный, желтый, черный) полностью функциональной (но не совершенной) в цветной печати. Так же улучшилось качество вывода диапазона серых оттенков. Как и RGB, CMYK остается аппаратно зависимой, с недостаточным высоким цветовым диапазоном моделью. При всех своих недостатках вполне достойно отображает необходимый для печати спектр, но вместе с тем может нести в себе неадекватную цветопередачу на выводе, поэтому некоторые изображения лучше изначально редактировать в ней. И еще, качество, получаемое при печати, напрямую зависит от качества бумаги! В профессиональной полиграфии CMYK почти не используют, там применяют ее различные модификации, о которых мы упоминать не будем, достаточно сказать, что эти системы (Pantone, Trumatch и д.р.) интегрированы в серьезные графические программы. Это так, попутно, теперь давайте дальше.
 С последней цветовой моделью HSB и ей подобными все просто, они основаны на элементарном восприятии яркости, тона и насыщенности, и потому аппаратно независимы, используя основной цветовой ввод RGB, прекрасно подходит для создания тонких спектральных эффектов.
 Вы, надеюсь, запомнили, что каждая рассмотренная нами модель имеет свой цветовой охват, а значит при некоторых видах печати, цветовая информация не может быть совершенно точно отображена на мониторе. Так же не калиброванный дисплей или уже старый не достаточно полно определяют цвета. Вследствие этого не всегда будет правильным решением выбирать необходимый цвет на мониторе. Для правильного подбора цветов существуют специальные системы соответствия, о которых я расскажу коротко. Такие системы включают в себя эталонные наборы цветов (атласы), необходимые программы и устройства для калибровки вывода, а также т.н. палитры. В каждый профессиональный графический редактор интегрированы заказные (электронные) таблицы цветов. Все они ориентированы на разные способы представления ваших работ, кстати, в Adobe они называются – каталог, в Corel – именно палитры. Думаю, нет большой необходимости заострять ваше внимание на знакомстве с каждой из них, тем более, что предназначены они в основном для дизайнеров и верстальщиков, сотрудничающих с полиграфическим производством. Да еще некоторые развитые в этой области пользователи используют их при создании своих авторских работ и веб – дизайна. Но если кому-то интересно, можно потом поговорить о них много подробней. Для общего развития добавлю, в полиграфии используют многослойную, плашечную и комбинированную (Spot colors) способы печати. Именно многослойный способ основан на применении триадных красителей, это к тому, что все цветовые модели в графических пакетах работают с триадными цветами. Теперь о режимах. 
 Если цветовая модель - это программное описание, то цветовой режим – это, так сказать, воплощение в жизнь, реализация. Первый на очереди у нас режим однобитовой черно-белой графики (Black and White (1-bit)) или bitmap, самый простой из всех существующих. Для его отображения нужно всего по одному биту памяти на каждый белый и черный пиксел. Применим он только к черно-белым изображениям, а также в некоторых случаях вывода полноцветной картинки в черно-белую печать. У Black and White есть еще семь разновидностей, все они отличаются друг от друга различным программным представлением все той же однобитовой графики. Следующий режим Градации серого (Grayscale (8-bit)) представляет собой модернизированную версию предыдущего режима за счет увеличения цветового разрешения для каждого пиксела до 8-бит и поддержки до 256 оттенков серого цвета. Новые версии программ поддерживают и 16-битовую разрядность, для любителей творить в этом, по-своему интересном режиме. Изображение в Дуплексном (Duotone (8-bit)) цветовом режиме - это черно-белое изображение, улучшенное с помощью дополнительных цветов (от одного до четырех). Дуплексный цветовой режим состоит из 256 оттенков одной (тоновое), двух (двухтоновое), трех (трехтоновое) или четырех (четырехтоновое) красок. Этот режим лучше использовать для того, чтобы придать цветность черно-белым изображениям, а так же создавать всякие эффекты с помощью различных параметров кривых тонирования. 24-разрядный режим естественного цвета RGB Color (24-bit) предназначен для обработки полноцветных (цветных) изображений с использованием 16,7 млн. цветов, и даже может использовать разрешение в 48-бит. RGB – модель работает с цветовыми и альфа-каналами, а также может поддерживать слои (объекты). Палитра (Paletted) или Индексированные цвета (Indexed Color) - это упрощенный аналог RGB Color, и потому большого реализма в ваших "трудах”, практикуя в этой модели, не ждите. Он просто не способен передать все цветовые и тоновые нюансы, но и у него существует своя ниша в графике. Добавлю, что у этой модели есть подвиды, на одноименной вкладке в вашем редакторе посмотрите их сами. Про режим CMYK Color говорить особо нечего, он полностью ориентирован только на печать. Цветовой режим Lab - это 24-разрядный цветовой режим, в котором все цвета состоят из трех каналов: яркость (L*- Luminosity), зеленый/пурпурный (a*- green/magenta), синий/желтый (b*- blue/yellow). В режим Lab можно преобразовать только полутоновые, RGB и CMYK- изображения. Внутренняя модель пригодиться для печати на Postscript Level 2 принтерах, обработки PhotoCD, а также для работы с яркостью, резкостью без искажений других цветовых тонов, ну и ряда других нужных уже состоявшимся дизайнерам, вещей. И последний цветовой режим Многоканальный (Multichannel) нужен для отображения нескольких цветовых каналов, где каждый канал несет в себе 256 оттенков серого. Годится для преобразования рисунков на черно–белом принтере, не забудьте, работать можно только с изображением, имеющим больше одного канала. Режимы NTSC RGB и PAL RGB нужны, чтобы преобразовывать ваши картинки в видеоформат.
  Ну, пожалуй, и все. Надеюсь, все было рассмотрено достаточно понятно и доступно, особенно если у вас есть уже какая-то подготовка! Был рад помочь! 

House Studio © Сергей Хитров  29 марта 2009 г.

Внимание! Копирование материала без активной ссылки на автора запрещено!

Метки: режимы, CMYK, YCC, HSB, rgb, Lab, CMY, YIQ, модели


Имя *:
Email:
Код *:


Информация
Для посетителей, находящихся в группе Гости, существует ряд ограничений системы, включая полноценную поддержку со стороны автора сайта.

Сайты друзей

 

House Studio © 2009 - 2019
Копирование материалов сайта разрешено только при обязательном указании авторства
и ссылки на первоисточник: //house-studio.ucoz.ru/